четверг, 11 июля 2013 г.

Мифы и страхи усыновления

Усыновление: преодолеваем неосведомленность

1 июня в Нижегородской области стартовала горячая линия по вопросам усыновления. Организовала ее общественная организация «Детский проект».



— Нижегородцы очень мало знают о детях-сиротах, — рассказала Татьяна Безбородова, председатель правления НРОО «Детский проект». — Существует масса мифов о приемном родительстве. Например, что оформить документы — очень долго и дорого, что все дети в детдомах имеют «ужасные гены», все дети нездоровы, и так далее. Кроме того, людям страшно, что они окажутся без поддержки, наедине со своими проблемами.
По словам Татьяны Сергеевны, за двенадцать дней, что проект стартовал в регионе, к ним звонят по десять человек в день. Больше всего людей интересует справочная информация: какие документы нужно собрать при оформлении опеки или усыновления, в какую опеку обращаться — по месту фактического проживания или месту регистрации, спрашивают адреса и телефоны органов опеки и попечительства своего района. Но бывают и частные случаи. Нередко звонят кровные родственники с вопросом, как оформить опеку над их племянником, который сейчас в детском доме. Обращаются иностранные усыновители, но их, как правило, интересует уже какой-то конкретный ребенок.

В целом ощущается огромная неосведомленность наших граждан в вопросах усыновления.

— До сих пор некоторые уверены, что взять ребенка под опеку может только полная семья, а одинокие мамы и папы законом ущемлены. Это не так, — продолжает Татьяна Безбородова. — То же самое с жилплощадью. Один из стереотипов: «Если нет квартиры в собственности, семья не может взять ребенка». Хотя ни в одном из законов не прописано, что квартира должна быть в собственности: лица должны проживать в помещении, соответствующем санитарно-бытовым нормам. Важна также постоянная регистрация по месту жительства, а квартира может сниматься по договору найма либо находиться в ипотеке. Но обязательно учитывается доход семьи.

Глядя на такой катастрофический вакуум информации, НРОО «Детский проект» даже организовала единую базу данных об имеющихся в Нижегородской области службах помощи приемным семьям (эта информация доступна и на сайте «Детского проекта» http://детскийпроект.рф/pr либо по тел. 423-43-32).

Усыновление — от мифов к реальности
Помимо неосведомленности, потенциальных приемных родителей терзает масса страхов. И в них мы сегодня попытаемся разобраться с помощью профессиональных врачей. Чего действительно стоит бояться? Страхов на самом деле масса. Впрочем, врач-психиатр Ольга Виллер считает, что если у родителей есть страхи, это свидетельствует о том, что они — разумные люди.

— Бояться и осознавать свои страхи — это нормально. Меня больше настораживают те, кто уверяет, что ничего не боятся и готовы принять ребенка несмотря ни на что, — объясняет она. — Лично у меня такие заявления вызывают опасения. Либо люди уже изначально закрывают глаза на предстоящие трудности, либо пребывают в состоянии эйфории или крайне инфантильны. Нельзя ожидать только приятных моментов и не думать о предстоящих сложностях.

-Миф 1: чужие гены хуже, или Все дети — от Бога!

К сожалению, от приемного ребеночка уже изначально ждут, что он будет неполноценным. Кто его знает, что там в генах намешано?

Ольга Виллер, врач-психиатр:

— Основной и самый главный страх приемных родителей основан на культурных особенностях нашего общества. Во многих странах усыновление — это вариант нормы. В России же, в силу разных обстоятельств, усыновление — это инакость. И если сравнивать усыновление в России и, положим, в США, — это две совершенно разные системы.

Россияне, на самом деле, счастливые люди, поскольку имеют право выбора.

— Мы ищем ребенка определенного пола с симпатичным нам цветом волос, глаз, темпераментом, да еще и смотрим, чтобы он относительно здоровенький был, — продолжает Ольга Виллер. — Процесс выбора может длиться месяцами. Все не так на Западе. В США есть два списка: в одном — семьи потенциальных усыновителей, в другом — дети, ждущие усыновления. Где эти две прямые пересекутся, одному Богу известно. Это совершенно случайное совпадение: просто подошла ваша очередь и очередь какого-то ребеночка. Цвет волос, глаз, кожи, пол и возраст тут совершенно значения не имеют. И можно получить как двухмесячного белого мальчика, так и шестнадцатилетнюю девочку-негритянку.

По словам Ольги Виллер, такая лотерея имеет под собой один важный принцип: «Дети нам ВСЕГДА даются от Бога, и свои, и приемные». Так что будь готов принять их такими, какие есть. Доводы «понянчить младенца, чтобы почувствовать себя матерью», тут никого не интересуют. Отказался от ребенка один раз, больше ты в эту американскую государственную систему усыновления никогда не попадешь. И такой подход — в большинстве западных стран.

«Это ужасно!» — воскликнут многие. На самом деле в безвариативной на первый взгляд системе заложена великая мудрость. Мы и за своего ребенка-то уже все заранее планируем: он еще родиться не успел — а ему уже и престижную школу выбрали, и элитный детский садик. И чуть только планы рушатся — у родителей паника и катастрофа. А как же, не оправдал ожиданий, не стал гением!

А с приемным ребеночком разве можно что-то спланировать? Остается любить таким, какой он есть, не выставляя высокую планку требований. Ведь дети рождаются не для того, чтобы удовлетворять потребности родителей.

— Да, брать приемного ребенка в семью — риск. А разве рожать своего — не риск? Ведь мало кто из нас знает свое генеалогическое древо более чем на 2-3 поколения. Но исключить в его кроне склонность к алкоголизму, ипохондрии, депрессии, шизофрении, эпилепсии или каким-то иным наследственным заболеваниям какого-нибудь нашего пра-пра-прадеда никто не берется, — убеждена О.Виллер. — Миф «мои гены — лучше» базируется на необходимости человека ощущать себя в безопасности. Нам всем присущ страх неизвестности. Но это всего лишь страх, а не догма, и относиться к нему следует без рвения и верования в мифы.

Миф 2: в системе все дети больны, или Внимательно читаем медкарту

Никто не будет отрицать, что абсолютно здоровых детей в системе, именуемой государственным содержанием, не бывает. Самые распространенные заболевания у деток в домах ребенка и детских домах: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (сосудистые повреждения головного мозга, возникающие в период беременности матери. Основной причиной возникновения является кислородная недостаточность плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза, тяжелых родов, недоношенности и т.д). Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глаз — ретинопатия, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга. Кардиопатология встречается также часто: это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, так и врожденные пороки сердца. Многие дети имеют проявления атопического дерматита или страдают детской экземой. У некоторых наблюдается дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий. Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях — недоношенность, морфо-функциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит.

Дети, изъятые из неблагополучных семей, могут также отличаться расторможенностью, иметь плохую память, задержку психоречевого развития.

Большинство из вышеназванных заболеваний являются КОРРЕКТИРУЕМЫМИ. Все зависит от тяжести заболевания, множественности и сочетания поражений.

В Дом ребенка поступают дети не только от родителей–алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется гепатит С или В, ВИЧ-инфекция. НЕ КОРРЕКТИРУЮТСЯ генетические заболевания. Наиболее частым из них является синдром Дауна. Данная патология одинаково часто наблюдается как у мальчиков, так и у девочек. Еще одним частым генетическим недугом принято считать болезнь Шерешевского-Тернера (болеют только девочки, болезнь проявляется в 11-12 лет). А вот у мальчиков может наблюдаться болезнь Кляйнфельтера (проявляется в период полового созревания).

Что посоветовать приемным родителям, чтобы преодолеть страх взять больного ребенка? Мыслить рационально. Здесь помогут только знания: чем больше мы знаем о диагнозе, о степени заболеваемости ребенка, тем меньше в нас предубеждений. Благо, сейчас найти нужную информацию — не проблема, а многочисленные интернет-форумы и сообщества таких же приемных мам и пап — самый быстрый путь преодолеть в себе страх. Многие диагнозы корректируются, помните об этом.

Миф 3: не полюблю!

Один из самых неудобных в плане осознанности страхов. Признаться себе, что я — не люблю вот эту кроху, значит расписаться в своей никчемности как родителя. Многие этого стыдятся, а потому прячут в себе этот страх, как какую-то постыдную горечь, в итоге выливая на ребенка накопленные раздражение, непонимание и боль. Но… того ли мы боимся? Кто вообще способен измерить любовь и однозначно сказать: ты его не любишь, потому что он — не твоя кровиночка!

— Наше отношение к собственным, кровным детям тоже меняется в течение жизни. Бывают спады и подъемы, периоды охлаждения, недопонимания, раздражения, заниженной самооценки. Но кому-то из нас приходило в голову подумать, что мы своих детей больше не любим? — рассказывает врач-психотерапевт Владимир Виллер. — От приемного ребенка и себя самого тоже нельзя ждать мгновенной эмпатии. За любовь часто принимается степень выражения чувств. Кто-то проще и быстрее учится их выражать, кому-то это делать сложно в течение всей жизни. Но это не означает, что нет любви. Сколько семей, в которых заведомо низкий эмоциональный уровень теплоты, — и дети у них растут. А сколько тех, кто давит своих чад гиперопекой и гиперлюбовью! Совсем не любить, наверно, невозможно. Просто будьте готовы, что в вас это чувство проявится по-другому. Беря приемного ребенка, нужно быть готовым, что за эйфорией начнется очень длинный и трудный период адаптации. Малыш будет привыкать к вам, к новой для него роли и новому окружению, вы — к нему. И это болезненный процесс. Но если ваше желание взять ребенка было изначально осознанно, и вы знали, что этот маленький член семьи поможет вам стать значимее, заполнить пустоту в сердце, обрести новый смыл в жизни и реализовать природную потребность заботиться, вы его уже любите, поверьте.

Миф 4: ребенка отберут, или Страх биологических родителей

Этот миф, скорее, от незнания. Существуют три формы устройства ребенка в семью. Первая (и самая приоритетная) — усыновление. Это принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновленные дети наследуют ваше имущество, за их содержание государство не платит. Это целиком и полностью ваши дети. И на таких детей существует тайна усыновления, которую никто не имеет право разглашать. Биологические родители не имеют никаких прав на кровного ребенка, если он уже усыновлен. Так же как и органы опеки не имеют больше права контролировать условия его содержания.

Вторая форма — опека (попечительство) — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания ребенка. Биологические родители также имеют право встречаться с ребенком по оговоренному с вами графику. За воспитание и содержание опекаемых детей их приемные родители получают от государства ежемесячное денежное пособие. Чаще всего опека предшествует усыновлению.

Наконец, приемная семья. Чаще подходит для деток, которые не могут быть разлучены (например, братья-сестры). Такая семья заменяет ребенку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями на какой-то срок. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку приемные родители являются опекунами.

Так что если вы хотите, чтобы ребенок был полностью «вашим», выбирайте усыновление. Только внимательно читайте карточку ребенка, в которой указан его статус. Не все детки могут быть усыновлены, гораздо больше тех, кто подпадает под категорию «опека».

Владимир Виллер:

— Часто у приемных родителей возникает другой страх: КАК сказать ребенку, что он — не родной? То, что сказать об этом рано или поздно придется, очевидно. Не вы, так какой-нибудь «доброжелатель» из числа соседей или коллег по работе все равно найдется. Но стоит ли этого так бояться? Этот страх заложен, опять таки, в культурологических особенностях нашего менталитета, где инаковость отторгается. Почему-то на Западе, когда белая семейная пара усыновляет негритенка, этот вопрос даже не стоит. Так что не бойтесь говорить, опытный психолог подскажет, в какой форме это проще сделать, в каком возрасте ребенку легче усвоить эту информацию.

Так что не бойтесь своих страхов, они должны быть. Осознавать и проговаривать их лучше в группе таких же единомышленников, как вы. Благо, в Сарове они есть. В Школе приемных родителей, что дважды в год открывает свои двери в Центре поддержки семьи и детей «Теплый дом» для потенциальных НАСТОЯЩИХ мам и пап, вам тоже помогут. Запрограммируйте себя не только на успех, но и на свои неудачи и ошибки, на непонимание окружающих и инаковость вашего ребенка. И тогда столкнуться с этим на практике будет не так уж страшно.

Ольга Рукс

Газета "Вести города"  № 26 от 26 июня 2013   

Комментариев нет:

Отправить комментарий