Вопрос-Ответ


ВОПРОСЫ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И К ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ

1 Вопрос:
У вас в рекламе Центра социальной помощи семье и детям указано, что вы даете справки по вопросам предоставления социальных услуг. Поясните, пожалуйста, по каким социальным услугам у вас можно проконсультироваться.
Ответ:
В социально-консультативном отделении нашего Центра вы можете получить ряд услуг: это информация о работе Центра и других его отделений, консультации юриста, психолога, специалиста по социальной работе, который даст информацию по вопросам предоставления социальных услуг. Вы можете проверить себя на право получения льгот по оплате ЖКУ, узнать о социальных гарантиях многодетным семьям, о ежемесячных социальных пособиях и единовременном социальном пособии для семей с низким доходом, о пособиях семьям, имеющим детей.

2 вопрос:
Мне не совсем понятно, для чего нужны консультации психолога, разве он может мне чем-то помочь, если жизнь сейчас такая тяжелая?
Ответ:
К психологу можно обращаться в том случае, если:
1. У Вас есть проблема, которую Вы никак не можете решить. Вы уже обсудили ее со своими знакомыми, но чувствуете, что это только окончательно запутало Вас. Думая, как нужно поступить, вы из одной крайности бросаетесь в другую и «ходите по кругу».
2. Вы пережили сильный стресс (смерть близкого человека, развод). Конечно, время лечит, но иногда такое лечение затягивается и оказывается неэффективным.
3. Вы чувствуете, что в Вашей жизни что-то не так и нужно срочно что-то менять. Но что именно, пока не совсем понимаете.
4. Вы без особых причин все время грустите, ощущаете тоску, раздражение, постоянно пребываете в плохом настроении.

Психолог работает таким образом: 
во-первых, он слушает вас. Кажется, что это очень просто, но на самом деле это большое искусство и непростая работа. Во время приема для психолога не существует никаких личных проблем и переживаний – он видит и слышит только Вас.
Еще психолог задает вопросы. Такие вопросы позволяют разобраться в Ваших собственных чувствах, сосредоточиться на проблеме и отыскать совершенно неожиданное решение.
И, наконец, психолог обеспечивает обратную связь. Что это значит? Он реагирует на все, что Вы говорите. Его реакции понятны и отчетливы. И благодаря этому Вы начинаете понимать, как на Ваши слова и поступки обычно реагируют окружающие люди.

Консультация психолога - это 
• новый взгляд на себя и на свою жизнь,
• обнаружение идущих из личных привычек или из семейной истории форм поведения, которые отражаются на отношениях,
• разбор реальных микроситуаций, связанных, например, с обстановкой в семье, с выяснением отношений со значимыми для Вас людьми.
Если вы набрались решимости и обратились за психологической помощью, вы уже сделали первый шаг в решении проблемы.

На вопросы отвечала психолог Наталья Владимировна Мышова 

ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Вопрос
Чем дети будут заниматься в течение дня, пребывая в дневном отделении ГБУ «ЦСПСД города Сарова»?
Ответ: 
ГБУ «ЦСПСД города Саров» предлагает родителям, имеющим несовершеннолетних детей, познакомится с социальными услугами, которые предоставляет отделение дневного пребывания.
Дневное отделение организует смены, на которые зачисляются ребята разного возраста, преимущественно от 6 до 16 лет. Длительность смены - 15 рабочих дней, исключая выходные дни.
Приходят ребята в Центр сразу после школьных занятий. До обеда у ребят есть возможность поиграть в настольные игры, посмотреть мультфильмы, почитать книги, порисовать и пообщаться со сверстниками. После обеда - прогулка с подвижными играми, конкурсами, соревнованиями.
Отдохнув, ребята выполняют домашние задания. Воспитатели и педагоги оказывают им помощь в самоподготовке.
С 14 до 19 часов с ребятами начинают работать специалисты Центра:
• социальный педагог помогает социализировать и адаптировать ребенка в окружающем социуме. Каждая смена имеет свою тематику, например «Его величество этикет», «Мои права, мои обязанности», «Волшебство театра».
• педагог-психолог организует как индивидуальные, так и групповые занятия, которые помогают ребенку задуматься о себе, своей семье, сверстниках, развить свои лучшие личностные качества и взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Тематический цикл занятий носит для каждого возраста свои цели и задачи, например, для подростков – это тренинг эффективного общения, для младших школьников – занятия с арт-терапевтическими элементами, на тему «Хочу быть успешным», для дошкольников – занятия на развитие познавательной активности, обогащение словаря, развития познавательных процессов.
• педагоги дополнительно образования помогают развить творческие и познавательные способности через занятия в кружках «Компьютер – мой друг», «Волшебство умелых рук», «Мастерилка».
• воспитатели организуют различные досуговые, развлекательные программы, праздники, подвижные игры, экскурсии.
А в 19 часов ребята отправляются домой, чтобы завтра после школы прийти в Центр снова.

Вдумчивые и любящие своих детей родители, обратите внимание на то, что пребывая на дневном отделении Центра, ребята:
1. придерживаются рационального режима дня, это всегда благотворно влияет на ребенка, но редко удается организовать дома в силу занятости родителей,
2. находятся под присмотром, что очень актуально в связи со сложившейся в городе обстановкой,
3. получают услуги Центра бесплатно, а, значит, это не обременительно для родителей,
4. имеют возможность внести в свою жизнь разнообразие, которое требуется ребенку в силу его возрастных особенностей, а именно: новая обстановка, новые добрые взрослые, новые друзья.
Обращаем внимание, что ГБУ «ЦСПСД города Сарова» является социальным учреждением.
К сотрудничеству приглашаем семьи:
-многодетные,
-неполные,
-семьи с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

На вопросы отвечала специалист по социальной работе Евгения Борисовна Селимагина, т.7-57-30. Время работы: вторник, среда, четверг – с 10 до 19 час., понедельник, пятница – с 8 до 17 час.

ВОПРОСЫ ЮРИСКОНСУЛЬТУ

1 Вопрос:
Мне отказали в приеме на работу, так как у меня двое маленьких детей, 3-х и 5-ти лет, якобы я постоянно буду брать больничные листы и отсутствовать на работе. Правомерен ли такой отказ, и как мне поступить в этой ситуации?
Ответ:
В соответствии со статьей 64 ТК РФ, запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Работодатель обязан выдать письменный отказ в приеме на работу. Такой отказ следует обжаловать в суде.

2 Вопрос:
В настоящее время я беременна. Могу ли я обратиться к своему работодателю с просьбой установить мне сокращенную продолжительность рабочего времени?
Ответ:
В указанном случае работодатель обязан по заявлению беременной женщины установить ей режим неполного рабочего времени.
Случаи, когда работодатель обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю перечислены в ст.93 ТК РФ, а именно по просьбе:
• беременной женщины;
• одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);
• лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ.

3 Вопрос:
Я нахожусь в отпуске по беременности и родам, с мужем отношения испортились, и он настаивает на разводе. Может ли он сейчас подать заявление на развод?
Ответ:
Согласно ст. 17 Семейного Кодекса РФ, муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение 1 года после рождения ребенка.

4 Вопрос:
В каких случаях расторжение брака производится в судебном порядке?
Ответ:
Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.19 Семейного Кодекса РФ, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.
Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака).

5 Вопрос:
У меня двое несовершеннолетних детей. Бывший муж средства на их содержание не выделяет. Если я обращусь в суд с заявлением о взыскании алиментов, то в каком размере с него будут взысканы алименты?
Ответ:
При отсутствии соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, алименты взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – ¼, на двух детей – 2/3, на трех и более – ½ заработка и (или) иного дохода родителей.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон или иных заслуживающих внимания обстоятельств.

6 Вопрос:
Подруга попросила меня стать ее поручителем в банке (она хочет взять кредит на покупку автомобиля). Я сомневаюсь, не придется ли мне потом платить за нее этот кредит? Какова ответственность поручителя?
Ответ:
По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.

На вопросы отвечала юрисконсульт Анна Андреевна Львова, т. 7-57-22.
Время работы – с понедельника по пятницу с 8 до 17 час.

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГУ

1 вопрос
У моего ребенка явно есть проблемы, но обращаться к психологу боязно: вдруг его диагноз будет страшен, ведь это пятно на всю жизнь…
Ответ:
Психолог – не врач, он не ставит диагнозы. Он может изучить проблему, определить ее возможные причины, предложить способы ее решения. Даже если психолог увидит у ребенка нарушения, требующие медикаментозного вмешательства, то он может лишь рекомендовать родителям обратиться к соответствующим специалистам – медикам. Выполнять эти рекомендации или нет – дело родителей. Однако если проблемы у ребенка есть, вряд ли они решатся сами собой. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем своевременнее будет оказана помощь ребенку.

2 вопрос
Мой ребенок - дошкольник очень ранимый. Чуть что – сразу плачет. Как защитить его от этого жестокого мира? Как реагировать на эти бесконечные слезы?
Ответ:
Детский плач и слезы – явление вполне обычное, это язык детского общения. Повышенная чувствительность является врожденной особенностью, изменить ее по своему желанию нельзя. Да и надо ли? Ведь высокая эмоциональная чувствительность самым тесным образом связана с такими ценными человеческими качествами, как отзывчивость, доброта, сердечность, готовность прийти на помощь.
Желание любящих родителей защитить своего ребенка от всех жизненных неприятностей вполне естественно, но вряд ли выполнимо. Поэтому самая лучшая тактика в общении со сверхчувствительными детьми – это дать им право оставаться такими, какие они есть, не проявлять свою раздражительность и сверхозабоченность в ответ на их непрерывные слезы, рев и плач. А вот побыть с ребенком рядом, дать ему почувствовать вашу готовность прийти ему на помощь – это очень важно для малыша. Можно попробовать переключить его внимание на что-то другое: другой вид деятельности, круг общения, дать простое, но четкое задание. Может, быть, кого-то из родителей успокоит тот факт, что слезливость и эмоциональная незащищенность проходят с взрослением. Часто к 10-15 годам нежелательные эффекты исчезают сами собой, без специальных усилий со стороны взрослых.

3 вопрос
Моему сыну 9 лет и он растет ужасным эгоистом. Откуда это в нем – не понятно. Можно ли еще что-то исправить?
Ответ:
Ребенок-эгоист – это, к сожалению, продукт того образа жизни, который ведется в семье. Чтобы хоть как-то изменить дело, здесь нужно работать не столько с ребенком, сколько с родителями, с их системой ценностей, взаимоотношениями внутри семьи. Эгоизм ребенка – это, безусловно, повод обращения к психологу. Чем активнее будет психологическая работа взрослых членов семьи, тем на большие изменения в ребенке можно надеяться.

На вопросы отвечала зав. отделением психолого-педагогической помощи Шарипова Наталия Сергеевна, т.7-57-70. Время работы – с понедельника по пятницу с 9 до 18 час. 

ПОЧЕМУ МОЙ РЕБЕНОК ОБМАНЫВАЕТ?

К психологу часто обращаются родители с вопросами о том, как вести себя с ребенком, который обманывает, что толкает его на ложь, стоит ли за это наказывать. Вашему вниманию предлагается статья, в которой психолог дает ответы на наболевшие вопросы родителей.

Причины детского обмана

Детская ложь – один из часто встречающихся поводов обращения к психологу. «Мы постоянно ловим его (ее) на вранье, объясняем, наказываем, но все повторяется снова», - жалуется та или иная мама. Ребенок не рождается лгуном. Многие психологи считают, что ложь у детей имеет скорее социальные корни. Действительно, в нашей взрослой жизни ложь получила вполне законное право на существование. Часто мы даем ей иные имена, и она спокойно живет под прикрытием дипломатии, разнообразных профессиональных тайн, да и в личных отношениях мы далеко не всегда говорим то, что думаем. В ряде случаев прямолинейность считается даже неприличной, и мы сетуем на отсутствие у человека чувства такта. Таким образом, ложь в социуме становится чем-то вроде защитного приспособления, одной из форм борьбы за существование.

Психолог Холл выделил следующие виды лжи:
• «героическая ложь» как средство достижения благородных целей;
• «партийная ложь» - следствие личных отношений, когда действует принцип «правда – для друзей и ложь – для врагов»;
• «эгоистическая ложь», продиктованная какими-либо личными интересами;
• «фантастическая ложь» - любовь к выдумке, которая чаще всего проявляется в игре;
• «патологическая ложь», в основе которой лежит нездоровая потребность обманывать окружающих, возбуждая себя таким образом, получая порцию адреналина.

Профессор психологии Пол Экман описывает такие мотивы лжи:
• стремление избежать наказания,
• страх унижения, избегание стыда,
• ложь с целью защиты товарищей, групповая солидарность,
• ложь с целью повысить свой социальный статус, выглядеть в глазах других людей более значительным, привлекательным, интересным,
• ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь,
• ложь для проверки собственной силы, стремление бросить вызов чужой власти,
• стремление добыть нечто, чего иначе не получишь,
• самозащита или защита другого человека,
• желание не создавать неловкую ситуацию.

Взрослые часто недооценивают тот факт, что ребенок впитывает в себя не только то, что говорится специально для него. Желая того или нет, мы оказываем на него влияние всей совокупностью своих жизненных проявлений. Зачастую мы сами подаем малышу плохой пример. Так, не считается зазорным сказать, что мы очень рады приходу соседки, в то время как еле сдерживаем раздражение.
Психолог Зеньковский дает такое определение понятию «ложь»: «Это заведомо лживые высказывания с целью ввести кого-то в заблуждение». При этом существенны три момента: ложное в объективном смысле высказывание; сознание того, что оно ложно; стремление придать заведомо ложной мысли вид истины. Часто ли то, что мы называем детской ложью, соответствует этому определению?
Когда речь идет о дошкольниках, следует знать и помнить, что сама стадия их возрастного развития часто вносит ошибки в их суждения и высказывания, так как ей свойственны определенные особенности при восприятии и переработке материала:
• ошибки памяти,
• слабое развитие произвольного внимания,
• слабое развитие сознания времени,
• влияние интересов детей на их высказывания (они находятся на эгоцентрической стадии развития),
• влияние внушения,
• влияние самовнушения,
• установка на игру (отождествление реальности с фантазийными, игровыми образами).

Часто у малышей вовсе нет намерения сказать неправду. Иногда это идет от природной способности к творчеству: они выстраивают новые (воображаемые) линии своего поведения, иногда выдают желаемое за действительное, иногда просто фантазируют и таким образом решают свои внутренние и внешние конфликты. И дети особенно болезненно реагируют, если им приписывают ложь там, где была невольная ошибка. При этом ребенок бессилен доказать свою правдивость, так как сознательно отследить, где была допущена неточность, еще не может. 

Когда взрослые обращают внимание на внешнюю сторону ситуации, ориентируясь на свой уровень восприятия и развития, они часто неверно оценивают поступок ребенка, видя дурные цели там, где их не было. Такая реакция толкает детей в сторону настоящей лжи, тем более они не могут не замечать, что взрослые очень часто сами обманывают друг друга.

Психология отмечает такое правило в развитии души: подчеркивая, разглашая другим неудачи и грехи детей, мы тем самым закрепляем их. То, что было случайным, становится постоянным свойством, появляется привычка там, где ее не было. Когда мы говорим ребенку, что он обманщик, наказываем его, стараемся везде поймать его на лжи, мы подрываем его веру в самого себя, в возможность быть любимым и хорошим, а тогда, с точки зрения ребенка, не все ли равно, как себя вести?

Даже если неверное поведение было вполне осознанным, не стоит мешать ребенку самостоятельно осознать свою ошибку. Очень часто эмоциональной основой лжи является страх. Ребенок не всегда может устоять перед искушением. Взрослые в своем воспитательном запале часто забывают об этом, порой прилюдно начиная стыдить ребенка. В глубине души ребенок и сам переживает за свою ошибку, слабость, а взрослый многократно усиливает это переживание. Некоторые дети так тяжело переносят стыд, что у них возникают мысли «лучше бы я умер». 

Вспомните сами, не было ли подобного с вами? Более или менее справившись с потрясением, ребенок как огня будет бояться признаться в своей ошибке и в следующий раз будет врать напропалую, лишь бы защитить себя от повторного переживания.

Что же, делать вид, что ничего не произошло? Конечно, нет. Наша задача – показать ребенку случившееся как бы со стороны, чтобы он смог увидеть и прочувствовать состояние всех действующих в данной ситуации лиц. Поворот к лучшему в сознании и поведении ребенка может быть сделан, когда этот поворот свободен. Когда осознание чего-либо навязывается, невольно возникает сопротивление и укрепляет злое движение в душе. Возможно, такая динамика внутренних процессов кому-то покажется парадоксальной, но с ней нужно считаться. Внутреннее стремление к свободе столь мощное чувство, что мы хотим остаться свободными не только в своих грехах, но и в своем раскаянии.

Что делать, если вы заподозрили ребенка во лжи? Самое главное – попытаться не реагировать в раздражении, не позволять вырваться гневу, порожденному болью, досадой и чувством, что тебя предали. Постарайтесь понять, почему стала возможной ложь, то есть каковы ее мотивы. Понимание происшедшего, скорее всего, позволит вам обсудить все с ребенком так, чтобы предоставить ему возможность быть честным и устранить причины обмана. Постарайтесь, как это ни трудно, взглянуть на мир его глазами. Будьте на его стороне. Продемонстрируйте способность прощать. 

По мере взросления ребенка это воплотится в готовность обсуждать и совместно вырабатывать общие жизненные правила семьи. Нельзя отрезать ребенку путь к восстановлению самоуважения, не надо унижать его. Дурной поступок и обман, призванный его скрыть, достойны наказания, но они достойны и прощения.

Иногда взрослые подозревают, что ребенок лжет, даже когда он правдив. Когда не доверяют ребенку, говорящему правду, ущерб может быть особенно велик. Ложь и доверие связаны между собой многими нитями. Лгущий ребенок подрывает доверие взрослого. Обманутый родитель должен сделать над собой усилие, чтобы простить ребенка и восстановить доверие. 

Важно понять: дети порой лгут нам, поскольку они нам не доверяют, поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас. Нам надо относиться к детям так, чтобы дети знали, что могут доверить нам правду. Доверие детей вначале достается родителям даром, по мере того, как дети взрослеют, это доверие все время приходится заслуживать.

По материалам журнала «Моя надежда» за апрель 2009 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий