пятница, 26 апреля 2013 г.

Теплый дом. Начало.

23.07.2009

Елена Кривцова

«Человеку, тем более подрастающему, нужно как можно чаще напоминать, что он хороший, добрый...»


За создание Саровского центра социальной помощи семье и детям общественность города билась не один год. Увы, в благополучном, казалось бы, «ученом» Сарове есть такие же неблагополучные семьи, в которых дети порой растут на положении брошенных кутят, как и в других российских городах. «Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды безнадзорных и беспризорных. Становятся жертвами преступлений и сами такие преступления совершают, - словно именно о ситуации в Сарове сказал недавно президент Д. А. Медведев, - надо кардинально совершенствовать работу социальных учреждений, которые отвечают за взаимодействие с такими семьями: соответствующие органы и общественные организации должны вовремя распознавать неблагополучные семьи, устанавливать с ними контакт, принимать решения в необходимых случаях».

Именно об этом твердили депутат Иван Ситников, журналисты газеты «Саров», работники службы «Телефон доверия», активисты общественных организаций, несколько лет доказывая необходимость такого центра в городе, и наконец добились своего. В самом конце прошлого года, 28 декабря, Саровский центр социальной помощи семье и детям открылся. Его назвали «Теплый дом»...


«Однажды, когда я пришел из школы, мама сказала мне, что меня пригласили в новый центр под названием «Теплый дом». Это предложение было для меня неожиданным, но я решил попробовать.

Там мы с ребятами занимаемся у психолога, делаем уроки, смотрим телевизор, играем в разные интересные игры. Мы ходим в библиотеку, галерею, спортзал. К Дню защитника Отечества мы подготовили и провели замечательный праздник. Мы рисовали открытки, учили и читали стихи. К 8 Марта готовили подарки мамам, расписывали матрешек для воспитателей, психологов и преподавателей.

Здесь я познакомился со многими новыми людьми, Например, мальчиками и девочками из других школ. В «Теплом доме» я научился уважать друзей, делать разнообразные поделки, узнал о правах человека. Я очень рад, что попал сюда.

Саша П, 4-й класс».


...Подъезд наполнен какофонией запахов, просачивающихся через двери соседей, занятых обычными воскресными хлопотами. На часах 12.15. Сбегая по лестнице вниз, и застегивая на ходу драповую куртку, Ирина безошибочно определяет: здесь соседка печет пироги, а здесь - блины, жильцы этой квартиры жарят, наверное, котлеты, рядом - варят щи... «Кстати, про капусту», - промелькнуло в голове, и мозг, повинуясь своим правилам, начал выстраивать ассоциативный ряд: капуста - «сто одежек и все без застежек» - пуговица на Ванькиной куртке! Точно! Вспомнила. Ночью приснился сон про то, как мальчик опять подрался... Ирина поежилась, вспомнив ночной кошмар в деталях: отчаяние ребенка, выплескивающего свою боль на всех, кто попал под руку, воспитателей, пытающихся успокоить мальчишку, плачущую Юлечку, которой больше всех досталось от драчуна. Нет, он не просто драчун. Он - ребенок со сложным характером. Хороший, ранимый ребенок, только до него нужно достучаться... Ему было плохо, а меня не было рядом. Не успела... Не смогла помочь... Ирина прикусила губу и шагнула в промозглый мартовский день, едва переваливший за полдень. До официального начала работы есть еще целых три часа...

Ирина - психолог. Днем она оказывает психологическую помощь воспитанникам интерната № 9, после обеда - «Теплого дома». Так называется саровский центр социальной помощи семье и детям, где Ирина Стайцова работает психологом стационарного отделения.

- При такой нагрузке год за два идет. Кроме шуток. Опыт работы с воспитанниками интерната, где находятся детишки с ограниченными возможностями, позволяет мне быстрее рассмотреть какие-то отклонения (если они, конечно, имеются) в здоровье воспитанников центра. Ведь здесь дети - особенные. Они из семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Зачастую это семьи просто социально неблагополучные... А знаете, в чем особенность работы психолога стационарного отделения? В том, что, чем больше находишься с детишками рядом, тем сильнее происходит личностная включенность. Проще говоря, к детям привыкаешь. Они становятся родными. Отсюда их больше понимаешь, глубже проникаешь в их проблемы. А значит, и помощь, в которой они нуждаются, становится более эффективной... Конечно, тех часов, что отводятся по графику работы, на детей центра не хватает. Ну как можно вписаться в отпущенные сорок пять минут на общение с ребенком, который считается трудным, который спрятался в своей скорлупке и не хочет выходить и, может так случиться, что за сорок пять минут он оттуда вообще не выйдет... А ведь таких в центре одиннадцать душ. Сегодня еще одна новенькая поступила... Чтобы все успеть, приходится увеличивать свой график работы...

13.00. Раздевшись в своем кабинете на втором этаже «Теплого дома», Ирина спешит в группы узнать последние новости, как вели себя дети накануне днем, вечером... Ночной кошмар про драку, устроенную Ванечкой, не дает покоя.

- Как дела, Наталья Ивановна? Что нового? - после приветствия Стайцова расспрашивает заведующую стационарным отделением. Она уже знает, что Ирину особенно интересует, как говорят в центре, сложные дети. Например, семилетний Ваня...

Он попал в центр одним из первых воспитанников вместе со старшим братом, который учится в пятом классе. От братьев-сирот отказались опекуны. После такого ребенок может сломаться на всю жизнь. Петя еще ничего, а вот младший Ваня... То он целый день сидит как каменный, уткнувшись в телевизор, никого не замечая вокруг и ни на что не реагируя. То вдруг срывается и давай колошматить... Вот и вчера он опять подрался.

-... Не поделил со старшим братом компьютер, - вздыхает воспитательница группы, объясняя психологу, в чем причина очередного эмоционального взрыва мальчика, который вгоняет всех воспитателей в шок. Но компьютер - это только то, что лежит на поверхности. Стайцова знает, что между братьями полностью отсутствует родственная связь. Особенно это заметно у Вани. При каждом удобном и неудобном случае он задирает старшего. И это не соперничество и не возрастная ершистость. Мальчик не знает, что значит - любить брата. Не знает потому, что никто его этому не научил.

- Да, детей приходится учить не только завязывать на ботинках шнурки или уважать старших. Если они с первых дней видели только зло, то поневоле будут жить с тем же отношением... Представляете, что происходит в сознании и душе ребенка, когда он попадает к нам в центр, где все не так, как было в его жизни раньше. А если при этом его психика уже настолько разрушена, что требуется медикаментозное вмешательство... Я долго наблюдаю за детьми во время их игр с ровесниками. В это время ребенок искренен, непосредственен - он такой, какой есть на самом деле. Если он все время чувствовал по отношению к себе агрессию со стороны взрослых, значит, он будет вести себя так и с мальчиками и девочками. Потому что накопилось, потому что рано или поздно все выливается наружу, причем с двойной силой...

С 14.00 до 14.30 в «Теплом доме» обед, после чего психолог Стайцова начинает заниматься с детишками младших групп. Это всегда игра, во время которой психолог учит детей различным навыкам. У многих воспитанников центра, в силу обстоятельств, в которых они росли, нет четкого понимания элементарных правил этикета. Опять же потому, что у них не было перед глазами примера.

В 15.00 наступает время для индивидуальных занятий. Ирина приглашает к себе в кабинет ребенка и... просто разговаривает как бы ни о чем: кем бы хотел стать, когда вырастет, чем любит заниматься, о чем мечтает. Дети охотно отвечают: «мечтаю о новом платье для мамы... Или - «чтобы у нее появилась стиральная машинка... холодильник... сапожки...» Отличительная черта детей центра: житейский подход к жизни, в которой, судя по всему, давно нет места сказкам...

...Сначала Ваня не шел на контакт вообще. Ирина вспоминает, насколько трудно было найти с ним общий язык. На все вопросы мальчик либо отмалчивался, либо односложно отвечал, но при этом никогда и ни при каких условиях не смотрел в глаза. На что только Ирина не шла, чтобы хоть как-то зацепить постоянно ускользающий взгляд ребенка. Все получилось, но не вдруг и не сразу.

- Может, попробуем поиграть? - теплая ладонь слегка коснулась колена мальчика. Ваня застыл, но руку Ирины почему-то не сбросил. Сквозь ткань она чувствовала, как напряжен мальчик, который за все это время вообще впервые позволил до себя дотронуться.

- Во что будем играть? - наконец спросил он, и психолог увидела, какими огромными могут быть его серые в крапинку глаза...

Неожиданно для Ирины мальчику очень понравилось играть в ассоциации. Это когда она показывает картинку, на которой изображено, скажем, яйцо. Мальчик должен подобрать предмет, который ассоциативно подходит по форме... Потом была игра в волшебное интервью, во время которого Ваня все рассказал про себя, что и требовалось, как говорится, доказать. Потом - уроки рисования. Как все мальчики, Ваня рисовал машинки, танки, самолетики. И себя - в образе робота.

- Краски, которые Ваня выбирал, свидетельствовали о его эмоциональности, активности, переживаниях, которые бурлили в нем внутри. Он действительно такой... Но на этих рисунках он всегда был один и... с оружием. Он защищался от всех. А сейчас Ваня рисует более спокойные сюжеты, например подлодку. Очень красиво получается. И никаких роботов на его рисунках больше нет... Воспитателей я пытаюсь сориентировать на особенности любого ребенка, особенно, в отношении таких, как Ванечка: если видите, что у него начался кризис, видите, что ему плохо - не трогайте, не дергайте. Хочется ему сидеть - пусть сидит у телевизора. Не хочет он идти гулять - пусть останется без прогулки. Главное, разговаривать с ним в такие моменты ласково. Он на это больше реагирует, чем когда с ним строго. Ему ведь именно ласки не хватало всю жизнь... Кстати, во время индивидуальных занятий, если вижу, что ребенок уже устал или у него болит голова, я не настаиваю на беседе и как бы «отпускаю ситуацию» - в следующий раз...

В 17.00 у детей прогулка на свежем воздухе, затем наступает время занятий в старших группах.

- Например, мы все вместе выбираем короля. Приглашаем его в центр, а все остальные должны перечислить положительные качества короля... Эта игра помогает детям повысить самооценку, которая, как правило, у них очень занижена... Или, например, мы играем в игру, которая учит детей понижать чувство тревоги. Человеку, тем более подрастающему, нужно как можно чаще напоминать, что он хороший, добрый... Ведь задача центра состоит не только в том, чтобы помочь ребенку социально адоптироваться в обществе. Его еще нужно научить жить, улыбаться... В обычных, нормальных семьях все это входит в жизнь ребенка исподволь, для него все это вполне естественно. Он знает, что он не одинок, что у него есть люди, которые искренне его любят... А чем эти дети хуже всех остальных?..

... Подкравшийся вечер зажег в окнах домов свет, отчего город стал казаться уютным и умиротворенным: переделаны все дела, давно съедены все воскресные пироги-блины-щи... Ирина бредет домой, прислушиваясь к голосу желудка. Кажется, во всем уставшем теле только он один еще может подавать признаки жизни. Дрожь пробегает по узким девичьим плечам - не хватало еще заболеть... Ирина прибавляет шаг - до дома осталось минут десять ходьбы. С работы она всегда возвращается только пешком. Это время ей необходимо для того, чтобы хоть как-то разгрузиться, абстрагироваться от всего того, что произошло за день. Так она еще и отдыхает. Дома ждет дневник, в котором она ежедневно делает профессиональные записи: что случилось за день, кто из детей сделал маленький шаг к успеху, кто - напротив; в чем она ошиблась сама, что нужно сделать завтра. Затем самоподготовка к занятиям. Ведь завтра понедельник. Уже понедельник... Возле «Доры» Ирина замедляет шаг, вглядываясь в шумную стайку подростков: «Курят и матерятся... Интересно, знают ли об этом их родители? Если они у них вообще есть...» Девушка внимательно вгляделась в лица подростков и невольно облегченно вздохнула: нет, среди них не оказалось «центровских».

Родной подъезд, полумрак и гулкое эхо. Где-то за чьей-то дверью громко орет телевизор, оповещая о последних новостях в мире. Нет, на чужие проблемы нет сил вообще. Ирина с наслаждением стягивает промокшую обувь, как вдруг звонок по мобильному:

- Ванька сбежал. В школе сказали, что он еще днем ушел в центр...

До поздней ночи Стайцова вместе с директором центра Иваном Ситниковым будут искать сбежавшего мальчика по всему городу. В 2 часа ночи Ирина в последний раз позвонит охраннику центра и услышит: нет, не пришел... Но Ванька объявится сам, правда, уже утром: бросит колючий взгляд и как ни в чем не бывало отправится завтракать со всеми детьми. Он не знает, что его искали, что волновались, обзвонили больницы, милицию. Но он догадается. Непременно догадается. Отчего и будет молчать весь день, пряча от Ирины глаза - серые в крапинку, словно с мелкими острыми льдинками вечной мерзлоты...

Для 260000 российских детишек государственные учреждения являются единственным домом.

Информационное агентство «Саров» специально для «Нижегородской правды».

Комментариев нет:

Отправить комментарий